/  Библиотека  /  Статьи

Статьи

<< назад к списку публикаций

Правовое регулирование технических и экологических требований к нефтепродуктам

Статья аспирантки кафедры предпринимательского права Государственного университета - Высшей школы экономики, начальника общеправового отдела ООО "Инжиниринговая компания "Нефтегазовые системы" Ю.Н. Нестерчук посвящена одному из проблемных вопросов правового режима нефтепродуктов: коллизии экологического законодательства и законодательства о техническом регулировании в части требований к нефтепродуктам. Также в статье рассматривается вопрос о соответствии действующего законодательства Конституции РФ.

В проекте Федерального закона "О безопасности производственных процессов добычи, транспортировки и хранения нефти и газа" отмечается: "Специфика строительства и эксплуатации на производственных объектах, на которых осуществляются процессы добычи, транспортировки и хранения нефти и газа, связана с риском крупных аварий и чрезвычайных ситуаций, возможностью гибели людей, нанесения ущерба имуществу и загрязнением окружающей среды". В связи с этим необходимо специальное законодательство в области технического и экологического регулирования нефтепродуктов и связанных с ними производственных процессов.

Правовые основы современной концепции технического регулирования заложены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), заменившим Законы РФ "О стандартизации" и "О сертификации".

До принятия Закона о техническом регулировании существовала нормативно-техническая база, содержавшая, по подсчетам специалистов, около 170 000 документов, в их числе свыше 25 000 государственных, а также отраслевых стандартов, норм и правил, методических материалов, указаний и т.п. Они включали в себя обязательные нормы по качеству исполнения различных видов продукции, в том числе с точки зрения ее безопасности для пользователя и окружающей среды, нормы и правила, обеспечивавшие единство и требуемую точность измерения физических величин и различных характеристик продукции, правила и способы сертификации продукции и др.

Смысл реформы технического регулирования состоял в том, чтобы заменить огромный массив ГОСТов, ОСТов, СНиПов, СанПиНов, ППБ и других ведомственных и правительственных актов, предусматривавших требования к продукции, зачастую противоречащих как друг другу, так и действующему законодательству, на систему технических регламентов, принимаемых в форме федеральных законов или постановлений Правительства РФ.

Таким образом, система технического регулирования, с одной стороны, должна стать более прозрачной и понятной участникам рынка, исключая чрезмерное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов, а с другой - в достаточной мере обеспечивать соблюдение и защиту законных прав и интересов личности, общества и государства.Данный принцип нашел свое отражение в пункте 2 ст. 7 Закона о техническом регулировании, в соответствии с которым требования технических регламентов не могут служить препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Исходя из сказанного выше, основной целью технического регулирования, с одной стороны, является обеспечение безопасности таких интересов личности, общества и государства (в том числе конституционно гарантированных), как жизнь, здоровье, благоприятная окружающая среда, имущество.

С другой стороны, техническое регулирование в части установления обязательных требований к продукции представляет собой определенное ограничение свободы предпринимательской деятельности. Поэтому необходимо отметить следующее. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ). В свою очередь единство экономического пространства обеспечивается тем, что установление правовых основ единого рынка относится к исключительному ведению Российской Федерации (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ). Исходя из этого любые ограничения свободы предпринимательской деятельности, в том числе установление обязательных требований к продукции, должны быть едиными на всей территории России.

Аналогичного мнения придерживаются исследователи Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, отмечая, что основу технического регулирования составляют конституционные принципы единства экономического пространства, установления правовых основ единого рынка, закрепления важнейших объектов жизнедеятельности в исключительном ведении Российской Федерации (п. "и", "м", "р" ст. 71 Конституции РФ). Концепция Закона о техническом регулировании исходит из признания верховенства федерального закона в данной сфере (курсив авт. - Ю.Н.).
1  2  3  4